Игротека «Юные математики» для детей 3 — 4 лет

Игротека «Юные математики» для детей 3 – 4 лет

Развивающие игры:

Игра «Золушка»

Цель: Развитие мелкой моторики.

Ход игры: Перед вами лежат перемешанные фасоль и макароны. Ребенок должен рассортировать на одну тарелку фасоль, а на другую тарелку макароны.

Игра «Рисуем на крупе»

Цель: развивать пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев.

Ход игры: Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, солнце). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Игра «С прищепками»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук; научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

Ход игры: прикреплять прищепки по тематике (лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное) ; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее.

Игра «Найди предмет»

Цель: Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.

Цель игры: Возьмите контейнер, киндер-игрушка, гречку. Ребенок запускает туда руку и на ощупь достает игрушку. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игры дети ничего не брали в рот.

Игры «С пуговицами»

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, памяти ; различать цвет, сравнивать по размеру.

Ход игры: Предложить ребенку рассортировать пуговицы — в одну коробку сложить большие пуговицы, в другую — средние, в третью — маленькие. Другой вариант игры — разложить пуговицы по цветам. Или выложить пуговицы в ряд с определенной последовательностью.Например: красная, синяя, зеленая.

Игры «Сделай бусы для любимой мамы»

Цель: развивают мелкую моторику, зрительное восприятие, творческие способности и чувство композиции.

Ход игры: Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок.Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.

«Подбери колеса к вагончикам»

Цель : обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса — к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

«Составь цветок»

Цель : научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

«Назови похожий предмет»

Цель: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

«Собери бусы»

Цель: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги, любые другие предметы.

Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку «правильными кирпичиками»):

«Что стоит у нас в квартире»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

«Квадраты Никитина»

Цель: развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности.

Ход игры: Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности, знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, основами алгоритмизации.

«Палочки Кюизенера»

На начальном этапе занятий палочки  Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

Игры и занятия с палочками Кюизенера:

1. Раскладываем палочки по цвету, длине.

2. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?»

3. «Положи столько же палочек, сколько и у меня».

4. «Выложи палочки,чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).

5. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

6. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

7.Выложите перед ребенком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

8.Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите«Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

«Блоки Дьенеша»

Логические блоки Дьенеша помогут ребенку познать окружающий предметный мир, выявлять свойства предметов — цвет, форму, размер. Накладывая цветные блоки на изображение в альбоме, Ваш ребенок сможет неоднократно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

Дидактические игры на прогулке.

«Один — много»

Цель: закрепление понятия один- много.

Ход: Лежит два обруча и корзина с шарами. Ребенок должен перенести в один обруч один шар в другой много шаров.

«Запомни свое место»

Цель: развивать моторно-слуховую память.

Ход: Дети стоят в кругу или в разных углах веранды, каждый должен запомнить свое место. Все разбегаются, а затем возвращаются на свои места.

«Где звенит?»

Цель: Развивать внимание и ориентировку в пространстве.

Ход: Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звенит колокольчиком. «Послушайте внимательно, где звенит колокольчик, найдите его»,- обращается воспитатель к детям. Когда они находят колокольчик, воспитатель хвалит малышей. Игра повторяется.

«Беги к тому, что назову».

Цель: учить ребенка ориентироваться в пространстве.

Описание игры :Воспитатель объявляет ребенку«Давай мы с тобой будем машинками!» (или паровозиками). Изображая машинок, можно, стоя на месте, гудеть как мотор машины и «бибикать».Затем воспитатель объявляет«А теперь, машинки, поехали к горке!». Все «машинки» «едут» к горке. «А теперь к дереву!». Дети передвигаются к дереву и т. д.

Если малыш стоит на месте и никуда не бежит, можно помочь ему – взять его за руку и побежать вместе с ним. Постепенно он втянется в игру и начнет играть самостоятельно.

Подвижные игры на прогулке.

«Медведь и пчелки»

Цель: Учить детей различать понятие «много»«мало»«один».

Описание: Воспитатель разлаживает обручи. Это домики-ульи. Ребята представьте, что вы пчелки. Сколько пчелок? (много.)

Воспитатель в роли медведя.

-Сколько медведей? (Один.)

Как только воспитатель скажет«Медведь идет!»,- «пчелки» должны разлететься по своим домикам (стать в круг). Медведь пытается поймать пчелок. Если он не кого не в поймает, то идет спать.

Игра по желанию детей проводится несколько раз.

«Солнечный зайчик»

Цель: Закрепить представления о геометрической фигуре (круг).

Описание: С помощью маленького зеркальца пустите солнечного зайчика,произнося стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови, скорей,

Вот он светленький кружок,

Вот, вот, вот- левей, левей!

Убежал на потолок!

Хорошо направить его пониже, чтобы дети могли подпрыгнуть, стараясь поймать зайчика.

Дидактические игры:

«Маленький, большой»

Цель. Учить детей различать предметы по величине; формировать представления об относительной величине предметов. Научить располагать в порядке убывания величины три-четыре предмета. Учить расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

Оборудование. Карточки с изображением большого предмета, предметы маленького размера (целые, части большого предмета.

Ход игры.

Воспитатель раскладывает большие карточки, дает ребенку по одному предмету маленького размера. Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине. После этого закрепляется результат в слове «большой»«маленький».

«Разложи фигуры в домики»

Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;

формировать умение различать и правильно называть некоторые

геометрические фигуры, сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.

Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).

Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в

нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур.Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

Размести «жильцов» в домики.

«В лес за грибами»

Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один — много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много)

«Ориентировка в пространстве»

Цель: Учить ориентируется на себе, изучая схему своего тела, определяя его границы. Учить осознавать, что у пространства есть верх и низ, предметы могут находиться далеко и близко, слева и справа от него.

«Найди предмет такого же цвета»

Цель: Формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, желтый, синий умение выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету, выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять их по группам. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Наглядный материал: карточки с изображениями предметов разных по цвету, такие же разрезные предметы.

Ход игры: Детям предлагается по одной большой цветной карточке с изображениями предметов, каждый ребенок из предложенных картинок выбирает изображение того предмета, который соответствует его цвету.

«Лото с геометрическими фигурами».

Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах, умения различать и находить нужную геометрическую фигуру.

Ход игры: Играющим раздаются карточки с фигурами, ведущий достает из мешка фигуру, отдает игроку, у которого есть такая фигура на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю карточку.

«Светофор»

Цель:Развивать пространственные представления«внизу»«вверху»«посередине»; упражнять в цвете.

Ход игры: Пред каждым ребенком лежит карточка и три круга (зеленый, красный, желтый)

Воспитатель предлагает выполнить задание : «Положите на карточку желтый круг, над желтым кругом положите красный круг, под желтым кругом –зеленый круг. Что получилось? (Светофор.)

-Какого цвета у светофора глаз наверху? (Красный)

-Где у светофора находится желтый круг? (В середине.)

-Какого цвета глаз в низу? (Зеленый)

-На какой цвет можно идти? Какой цвет запрещает идти (Ответы детей.)

Сюжетно-ролевая игра «Строители»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, учить различать строительные материалы (кирпичик, кубик, крыша, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка»«каменщик»«подъемный кран»«строитель»«крановщик»«плотник»«сварщик»«строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки,картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры:Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома.Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети